Каждая станция подземного метро была построена в совершенно разное время, они не похожи друг на друга. Индивидуальный дизайн – отражение реальности дня, когда была построена та или иная ветка. Метро – это летопись советской и российской истории. Мы имеем возможность не только узнать о прошлом, но и посмотреть, как будет выглядеть наше будущие, подземное метро на пороге своего юбилея – 100 лет.

1880-1930-е – разработка первых проектов

Большая ошибка считать историю Московского метро, только со дня его открытия. В 1875 году появляются первые проекты по строительству внеуличной системы для передвижения населения города по большой площади Москвы. Главное предложение: провести линию от Курского вокзала, черед Лубянскую и Пушкинскую площадь, до Марьиной рощи. До это было только на этапе предложения.

 

В 1902 году стала зарождаться не просто обычная идея, а уже первые проекты: электрической железной дороги большой скорости внеуличного типа. Первый проект, который выпустили на свет А. Антонович, Н. Голиневич и Н. Дмитриев, не был встречен с большим восторгом.

Через год два инженера: П. Балинский и Е. Кнорре смогли выпустить в свет новый проект, который в начале своего пути был встречен очень радушно бизнесменами и чиновниками города, но в конечном счете тоже отодвинут на дальнюю полку, из-за слишком большого финансирования и протеста церкви вместе с сообществом археологов.

Арест инженеров

Шесть инженеров отправились в командировку за границу, в их числе были С.Н. Розанов, К.С. Мышенков и А.В. Гербко. Осенью 1930 года, специалисты, которые в себе совместили образование царской России и зарубежное, были заключены под арест – обвинение во вредительстве, их ждал концлагерь на 10 лет. Через два года стало известно, что из 365 работников метров, только 20 имеют инженерное образование, поэтому Мыщенко и Розанова быстро освободили для продолжения работы.

Первые проекты метро были открытыми, получается, что линии должны были идти по эстакадам, насыпям, траншеям. Потому что к настоящему подземному метро готовы не были, в первую очередь технически – техники для проходки тоннеля не имелось, во вторую очередь морально.

В это время население города неуклонно растет, в Москве уже более двух миллионов жителей. В 1912 году правительство решается на новый проект метро, который должен был проходить по Садовому кольцу. Но и в этот раз успех не ждал, сначала наступила Первая мировая война, за ней революция и в конце про проект уже совсем не было слышно – затянулась Гражданская война.

После Гражданской войны за новый проект взялись специалисты Управления московских городских железных дорог, если быть точнее, то два инженера: С. Розанов, К. Мышенков. В 1925-30-х годах в МГЖД был разработан эскиз, который почти в точности был повторением прошлого проекта 1912 года, но было одно весомое отличие: линии прокладывались под землей. Во время работы над проектом инженеры были арестованы и сосланы в концлагерь, как враги народа.

Период с 1930-40-е годы «Дворцы для простого народа»

К 30-м годам население города уже выросло до трех миллионов человек, все острее стала проявляться проблема с транспортом, которого катастрофически не хватало, что привело к началу подготовки проекта метро, как средства для быстрых и недорогих передвижений людей по большой Москве. Осенью 1931 года был учрежден Метрострой, в его главе стал Павел Ротерт, курировать строительство стал Лазарь Каганович.

С помощью архитектурных сооружений правительство развернуло свою пропагандистскую деятельность. Станции метро для этой цели подходили просто идеально, с их помощью можно было демонстрировать преимущество социалистического строя над капиталистическим.

Конечно, главная задача метро – полностью обеспечить функционал подземного транспорта, перевозить людей от точки А до точки Б, но это не все, что хотела советская власть – станции должны были стать дворцом для народа. Вестибюли должны быть парадными, легкими и воздушными, чтобы у людей не было страха спускаться под землю, чтобы им было комфортно здесь находиться и гордиться за свою страну.

К началу 30-х годов население Москвы вырастет в два раза

Над внешним видом московского метро трудилось огромное количество архитекторов, разных уровней мастерства, разных направлений, но большим трудом они создали нужную атмосферу для всех людей города. Если закрыть глаза на некоторые детали, то все построенные до войны станции можно отнести к стилю ар-деко советского времени.

«Начать ориентировать на метро все наземные линии»

Почему зарубежные агрегеты были разобраны до последнего винтика и как начиналось строительство московского метро в 1930-е годы.

В народе долго ходит миф, что станция «Маяковского» сделана из фрагментов дирижабля Циолковского. Но это не так, скорее не совсем так, стоит отметить, что легенда родилась из реальной истории станции метро.

При оформлении колонн, арок, станции «Маяковской» использовались листы стали, которые были выпущены в 1938 году на «Дирижабльстрое» на специальном оборудовании, используемом для производства ребер жесткости «дирижабля Циолковского». Детали носят только декоративную функцию, многие говорят о том, что они еще и держат своды станций – но это не так.

1940-1950-е годы – Триумф и победа

Во время войны и в послевоенный период станции метро, построенные на этом сложном этапе истории для нашей страны, стали образцом сталинского ампира, в полностью законченном виде. Оформление – показатель триумфа народа, который добился своей кровью победы в Великой Отечественной войне.

 

Станции были спроектированы в 30-е годы, но их декоративное оформление, ставшее символом победы стало появляться уже позже. Самый главный сюжет для всех станций – прославление Красной армии, народа – победителя, и конечно главы страны.

Одна станция увековечивает память о Великой Отечественной войне, другая прославляет саму победу и тот триумф, который получили советские солдаты, третья просто повествует о будущей мирной, веселой жизни. Сюжет, который прослеживается через все станции – это «ода к радости».

Сталинский ампир

В 1940–50 – х годах метро выполняло не только функцию передвижения, но и храма, убежища от бомб в случае, если нагрянет ядерная война.

В послевоенное время станции метро строились не только с целью передвижения в них москвичей, но и для того, чтобы в случае чего защищать население страны от угрозы применения ядерного оружия в ходе военных действий, как атомного, так и химического. Поэтому на входе в туннель, где располагаются некие ворота – были специальные конструкции, закрыв которые, можно спокойно в одной станции прождать атомную войну, некий закрытый городок с системой снабжения электричеством, вентиляцией. После подачи тревоги проходит 13 минут, и ворота закрываются.

Архитектурное решение станций теперь не просто дворцовое, а в первой половине 50-х годов оно становится храмовым – вестибюли шире, по высоте очень значительные, масштабные, само оформление наполнено торжественностью. Это было нужно не для прославления победы, а для понимания – что впереди людей ждет мирное небо над головой и спокойная жизнь, где каждая деталь должна быть красивой и шикарной.

На станции Новокузнецкая теперь находятся смальтовые мозаики, но ранее они предназначались для Павелецкой станции. Эскизы были нарисованы Александром Дейнека, в советское время его имя знали все, набирали мозаики в Ленинграде, в мастерской Владимира Фролова. Трагичная смерть настигла его в 1942 году, это была его последняя работа, в которую автор вложил всю свою душу.

Мозаики были выполнены во время блокады, их вывезли по Ладоге, на самом последнем корабле. Автор эскиза, уже будучи в Москве стал заливать восьмигранники для основания мозаики, но регулярные бомбежки могли повредить хрупкие изделия и привлечь внимание противника своим золотым отливом – приказ был един, убрать панно в убежище. Залитые цементом мозаики и уже готовые к тому, чтобы украсить станцию метро, были опущены в яму для хранения.

Металлоконструкции для Павелецкой попали на территорию, которая находилась под оккупацией, поэтому проект станции было решено срочно менять, мозаика не нужна больше. Узнав о том, что столь важную и трепетную работу выдающихся мастеров было приказано просто выбросить, архитектор станции Новокузнецкой – Иван Таранов, решил забрать панно себе. Сама станция была меньше по территории, чем Павелецкая, поэтому удалось разместить только шесть мозаик, еще одна стала украшением вестибюля. Остальные семь остались в неизвестном месте.

1960-е – Метрохрущевки

Уже в конце 50-х годов, когда проходила десталинизация, вся роскошь сталинского времени правления была поставлена под большое сомнение. Никита Хрущев решил применить типовое проектирование, курс пошел на индустриализацию. Всем архитекторам было сказано полностью отказаться от каких-либо украшений, оформлений индивидуального плана – только функциональные решения и прямые углы по всей территории.

Первая из таких станций – Филевская линия, она появилась в 1958 году. В это время имели место уже первые хрущевки, сороконожки, появляются не только подземные, но и наземные станции, ведь строительство стало стоить крайне дешево.

Стремились сделать все как можно дешевле, как можно быстрее, поэтому эстетика осталась позади, вместе с ней ушла помпезность станций, только бетон и минимализм во время правления Никиты Хрущева

Метро имени Никиты Хрущева

Почему в 1050-60-е годы метро полностью отказалось от прошлого стиля – эпатажного ампира и перешло в минимализм, который не смог внедрить в жизнь людей наземные линии.

Нужно отметить, что изменение стиля было связано не только с рациональными порывом правительства и стремлением к строгости линий. Менялась политическая ситуация в СССР, прошлый исторический этап был не настолько красочен и удачен, как станции метро – его хотелось оставить в прошлом.

После того как была осуждена личность Сталина, все, что в какой-то степени не отвечало канонам «исторической правды», полностью должно было быть исправлено.

Например, в вестибюле «Добрынинской» станции было установлено панно «Парад физкультурников», здесь изображены люди с портретом Гагарина. Но сразу возникает сомнение, как так получилось, ведь станция открыта в 1950 году, когда великому космонавту было всего 16 лет. Просто раньше здесь было лицо Сталина, которое потом понадобилось срочно заменить.

Кинематограф и метро

Всеми любим фильм «Я шагаю по Москве», снят он был в 1964 году, где с метро было связанно множество эпизодов. Но чтобы их выполнить, работать съемочной команде нужно было ночью или долго договариваться с руководством Московского метро. Обратите внимание, что на одном кадре, главный герой заходит в вагон, который едет на станцию «Проспект Вернадского», но, когда шли съемки фильма, такой станции еще не было и в помине.

1970–1980-е уход от стерильности

В 70-х годах достаточно сильно ослабевает агрессивность техницизма в самом дизайне метро, на его место приходит идея пластического пространства помещения. Все архитекторы помнят еще время, когда роскошь сильно преследовалась, но многие уже стали постепенно отказываться от простоты, скучности, которая была на первом месте. Поэтому появляются необыкновенной красоты колонны, объемные и пышные.

На первое место приходит индивидуальный стиль, станции становятся не похожими друг на друга. Используют игру пространств, пластику архитектуры, появляются новые и уникальные скульптуры.

После правления Никиты Хрущева станции метро получили индивидуальный дизайн, который можно отнести к положительным свойствам архитектуры этого периода. Один взгляд на Серпуховско-Тимирязевскую линию, Замоскворецкую линию, которые были построены в 80-х годах, показывает, насколько разные эмоциональные чувства вы получите.

Проходящая Олимпиада в стране прошла почти мимо метро, инженеры не готовились к приему иностранцев, так как стремились сделать так, чтобы свести к минимуму передвижение иностранных посетителей по городу. Но стоит отметить, что все таки на некоторых станциях остановки были продублированы на английском языке, чтобы в случае чего не было проблем и стачек в метрополитене.

Рекорды «застойных лет»

В 70-80-е годы, архитектура метро не была красивой, но строились станции очень быстро

В это время, даже когда конструкции типизируются максимально, все равно архитекторы стараются найти хоть какую-то возможность создать индивидуальную версию станции. Чтобы оформить метро в определенном стиле, использовались темы, которые были воплощены в украшениях, например мозаики в вестибюлях.

Все не понаслышке знают и помнят фильм «Москва слезам не верит», где на метро была возложена функция – ленты времени. Снимали фильм в 1979 году, но на одном из кадров мы видим название «Охотный ряд», которое было сделано для того, чтобы напомнить зрителю – действие происходит в 1958 году, пока еще станция носила данное название, дальше она была переименована в станцию «Проспект Маркса». Еще интересней, что сам этот эпизод вообще снимался на другой станции – «Новослободской».

90-е годы – время изменений

Построенные станции в этот сложный для страны период времени, относят к стилю – «вневременных», они ни классические, ни современные, и даже не относятся к постмодерну. Потому что многие из них строились не одно десятилетие, перенесли разные периоды истории страны. Можно сделать вывод, что многие станции были достройкой еще советских проектов.

Политика всегда сильно влияла на все сферы жизни, в особенности на экономику, поэтому финансовые проблемы сильно сказались на дизайне станций и темпе их строительстве – денежных вложений было очень мало. Искались новые архитектурные решения. Пространство переосмыслялось, например перронный зал теперь старались оформлять в парадном стиле. Поэтому станции, которые появились в период 90 -2000- х годов, становились показателем традиций московского метро вместе с новыми традициями к проектированию.

От полного экономического упадка к появлению дорогих украшений

В переходный период – 1990-2000-е, метро города Москвы старалось вместить в себя универсальный стиль, эффективность пространства и архитектурные излишества.

Современный этап развития – 2010-2035-е годы.

Московские власти утвердили и стали реализовывать программу развития метро, которая предусматривает с 2011 года по 2020 строительство более 160 километров линий и 78 новых станций. Население растет и транспорт должен следовать за ним.

Большое внимание уделяется дизайну станций, в 2014 году прошел конкурс, цель которого была выбрать лучший вариант архитектурного решения для двух станций: «Солнцево» и «Новопеределкино». Проекты, которые прошли в финал, отличаются современным дизайном, видно стремление совместить вместе традиции и общие тенденции мирового характера.

Конкурс был уже закончен и по его итогу, дизайном будет заниматься архитектурное бюро — Nefa Architects, возьмет оно станцию «Солнцево». Авторы проекта хотят связать это место с солнцем максимально, чтобы каждый входящий посетитель мог ассоциировать даже в холодную зиму эту станцию метро с солнечным светом. В потолке и стенах будут проделаны отверстия с искусственным источником света.

За дизайн другой станции – «Новопеределкино» будет отвечать архитектурное бюро из Литвы — United Riga Architects, главный акцент был сделан на старой Москве и ее традициях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.